Идет против ЕС: что ждет Польшу после принятия скандального закона о евреях

Идет против ЕС: что ждет Польшу после принятия скандального закона о евреях

Украине пора понять, что европейцы очень жестко относятся к любым аллюзиям на неонацизм и вряд ли не соотносят культ Бандеры с новым расследованием, вышедшим в США — "Роль украинских националистов в холокосте". Если Киев хочет в Европу, ему нужно очень внимательно изучить опыт, который прямо сейчас получает Польша, решившая пойти у националистов на поводу и объявившая, что у дел по холокосту есть срок давности, и она больше не будет разбираться с вопросами выплат жертвам. Но почему выбран такой путь? Ведь поляки в ЕС уже провоцировали конфликт, заявляя, что не будут жить по законам ЕС, настаивали на своем особом положении, запретили законом упоминание о польской роли в холокосте.

Потомки жертв холокоста по "Терезинской декларации", которую подписали 46 стран, в том числе и Польша, имеют право на реституцию отобранной во время Второй мировой войны собственности или компенсацию. Точнее сказать — раньше имели. Президент Анджей Дуда подписал новый закон, по которому оспорить право собственности можно только в течение 30 лет.

Яир Лапид, министр иностранных дел Израиля: "Польша не впервые одобрила антисемитский и неэтичный закон. Я поручил нашему поверенному в делах в Варшаве немедленно вернуться в Израиль для бессрочных консультаций. Новый посол Израиля в Польше, который должен был вскоре отбыть в Варшаву, на данном этапе туда не поедет".

Израиль призывал официальную Варшаву одуматься. Не подписывать документ президенту Анджею Дуде рекомендовали даже в Госдепе США. Но, судя по всему, до критики международного сообщества Варшаве нет никакого дела.

Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши: "Пока я являюсь премьер-министром, Польша не будет платить за преступления Германии. Ни одного злотого, евро или доллара!"

В Израиле напоминают: поляки тоже причастны к холокосту. Да, были те, кто спасал евреев, другие — сдавали нацистам или убивали. По оценкам американского социолога Яна Томаша Гросса, не менее 200 тысяч евреев были убиты не нацистами, а поляками. В июле 1941-го в деревне Едвабне местных евреев забили палками и камнями, большинство — сожгли. В 1946 году 200 выживших узников концлагерей вернулись домой, но не желавшие возвращать им имущество поляки устроили над ними массовую расправу.

И здесь важно понимать — дело не столько в самой реституции собственности, а в том, что за этим правом, как и за нынешними политическими решениями, на самом деле стоят судьбы миллионов людей. Точно так же, как за архивными документами, фотографиями, свидетельствами Второй мировой войны и трагедии холокоста. В первую очередь речь идет об исторической памяти и правде.

Майкл Беренбаум, историк, профессор Американского еврейского университета: "Поляки сейчас хотят переписать историю в духе националистического повествования. Посыл такой: мы не несем никакой ответственности, мы никого не обижали и никому ничего не должны. Но послушайте, в таких вопросах нельзя действовать в угоду политической повестке, нельзя вот так подстраивать под сиюминутную ситуацию…