Антистресс-игрушки: как они влияют на детскую психику

Антистресс-игрушки: как они влияют на детскую психику

Игрушки, которые обещают снять стресс, набрали невероятную популярность в последнее время. Но увлечение новыми игрушками понравилось далеко не всем: Роспотребнадзор по просьбе обеспокоенных родителей даже начал проверку, чтобы оценить влияние ярких безделушек на детей.

Резиновые или силиконовые "поп-ит" (с английского "лопни это") и "симпл-димпл" (что переводится как "простая ямочка") в Сети прозвали "бесконечная пупырка" — по аналогии с упаковкой для хрупких предметов, которую многие обожают лопать. "Сквиш", что переводится как "давить", называют "мялка". Как бы сильно вы ни сжимали игрушку, она все равно примет исходную форму. Сквиши могут быть резиновыми, вспененными (напоминают губку), наполненными гелем.

Цены на антистресс-игрушки начинаются от 150 рублей. Хотя эти разноцветные штуки и призваны снять стресс, покупают их не только для расслабления: некоторые просто коллекционируют, готовят в них сладости, обклеивают ими машины и даже дома.

Но способны ли они помочь справиться с волнением? Школьники говорят, что после уроков эти игрушки действительно помогают им отвлечься. Но у специалистов слишком частое использование таких игрушек вызывает опасение — так может сформироваться привычка при малейшем волнении сразу брать что-то в руки. Тем более что изначально подобные вещицы предназначались для людей, страдающих повышенной тревожностью.

Татьяна Котович, детский психолог: "Возможно, может сформироваться зависимость от этой игрушки. Чтобы этого не происходило, лучше давать ребенку играть в эту игрушку по определенным правилам. То есть просто научить его играм. Чем еще хороша эта игрушка — вы можете сами придумывать игры".

Чтобы проверить, действительно ли они помогают снять стресс, специалисты Сеченовского университета обследовали троих школьников в возрасте 9-11 лет. С помощью электрокардиограммы и электроэнцефалограммы зафиксировали состояние детей в покое, а далее смоделировали стрессовую ситуацию — попросили ребят написать два диктанта. После первого они просто отдыхали, после второго — приходили в себя с помощью игрушек. Испытание диктантом действительно оказалось серьезным — у одного из школьников уровень стресса зашкаливал. Зато с помощью игрушки после сильного напряжения он пришел в норму быстро. Как показало исследование, у всех детей восстановление с игрушкой в руках произошло быстрее и значительнее, чем без нее.

Андрей Похачевский, профессор кафедры нормальной физиологии Первого МГМУ им. И. М. Сеченова: "У первого ребенка произошло полное восстановление, у второго ребенка — тоже полное восстановление, а у третьего ребенка стало даже чуть выше, чем было изначально. Поэтому это говорит о том, что эти игрушки принимают участие в восстановлении адаптационных возможностей".

Причем сработали именно игрушки. Для наглядности одной из испытуемых после первого диктанта дали в руки лампочку, чтобы посмотреть, не влияет ли любая моторика на восстановление. Оказалось, что нет. Пупырчатая игрушка показала лучший…