«Партизан» со сверхкороткой посадкой и самолет-«франкенштейн»: авиановинки МАКС-2021

"Партизан" со сверхкороткой посадкой и самолет-"франкенштейн": авиановинки МАКС-2021

На международном авиакосмическом салоне МАКС, который проходит в подмосковном Жуковском, сегодня масштабная летная программа. Зрителей порадовали своим мастерством пилотажные группы "Стрижи" и "Соколы России". Гости смогли увидеть демонстрационный полет российского Superjet 100 и лично убедиться в том, что самолету "Партизан" со сверхкоротким взлетом и посадкой действительно нужна полоса размером с поляну. 

Самолет, которому нужна взлетная полоса размером с поляну, назвали "Партизан". В Сибирском научно-исследовательском институте авиации завершили испытания специальной системы обдува крыла, которая позволяет добиться рекордно короткого разбега — как при взлете, так и при посадке.

Дмитрий Смирнов, руководитель лаборатории "Партизан": "Состоять она будет из электромоторов, которые будут приводить в движение складные лопасти и они будут обдувать нижнее крыло. У нас получился 9-двигательный самолет".

Еще одна премьера МАКС-2021 — первый в стране авиационный электродвигатель на сверхпроводниках с криогенной установкой на жидком азоте. Чтобы поднять такую машину в воздух, пришлось создавать экспериментальную систему электропитания.

Антон Варюхин, начальник отдела электрических силовых установок Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова: "Электрический двигатель — это лишь часть силовой установки. Еще нужен источник энергии — у нас их два, первый это аккумуляторы литий-ионные, а второе — это газотурбинный двигатель, который вращает электрогенератор".

Получается самолет-"франкенштейн": турбину позаимствовали у "Ми-8", в хвосте установили генератор, который питает электродвигатель. За счет сверхпроводников у электрической части установки КПД — 99,5% — невиданные ранее показатели в авиации.

Для проекта "Электролет" инкубатором для новых технологий стал Як-40, правда, после всех переделок узнать в летающей лаборатории некогда популярный пассажирский лайнер непросто. Теперь Як-40 сам на себя уже не похож. С носовой части сняли головной обтекатель. Под ним находилась метеодатчики — их демонтировали. Силуэт теперь сильно вытянулся вперед из-за рамы с мотором и криогенной установкой.

Никита Гусенков

http://www.ntv.ru/novosti/2581724/