Жизнь или кошелек: стоит ли съезжать на обочину сразу после ДТП

Жизнь или кошелек: стоит ли съезжать на обочину сразу после ДТП

После аварии водитель обязан остановиться и выйти из машины, но зачастую это так же смертельно опасно, как и выставить аварийный знак.

В сумерках Александр совершил затяжной поворот на подмосковной трассе и поздно увидел впереди ДТП, нажал тормоз изо всех сил, но авто занесло. Вера Хвалёва смогла избежать одной аварии, угодила во вторую, а через несколько минут едва не погибла в третьей. Одни отъехать не успели, кого-то снесла летевшая следом машина.

По всей стране люди гибнут, соблюдая ПДД. В случае аварии правила обязывают остановиться, освободить проезжую часть можно после фиксации повреждений и положение транспортных средств любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи. Тем, кто рискнул уехать, грозит лишение прав до полутора лет или арест до 15 суток. В правительстве Москвы предлагают изменить ПДД — сделать обязательным съезд на обочину после аварии.

Александр Евсин, начальник ситуационного центра ЦОДД Правительства Москвы: "Хорошо бы, чтобы был просто раздел "Оформление ДТП". Практический алгоритм действий, каким образом необходимо поступать. Человек вообще имеет право выживать на дороге!"

В ГАИ уверены, что формулировки ПДД достаточно гибки и менять ничего и не нужно.

Дмитрий Митрошин, начальник "Научного центра безопасности дорожного движения МВД России": "Если есть возможность съехать за минимальное время с минимальным расстоянием, освободить проезжую часть, это не возбраняется. Если водитель, что называется, с точки зрения здравого смысла действует, обдуманно свои действия совершает, у него нет риска быть наказанным за нарушение каких-то норм правил".

Водители боятся лишения прав, хотя юристы подтверждают, что съезд на обочину — это не оставление места аварии.

Сергей Радько, юрист: "Если же он просто отъехал с места происшествия на несколько рядов, то в данном случае есть нарушение по части 1 статьи 12.27 "Невыполнение обязанностей, связанных с ДТП". Но здесь нет никакого лишения, здесь есть только наказание в виде штрафа в 1 тысячу рублей".

Водители оказались в ловушке: хочешь выжить — придется заплатить, боишься нарушить — сначала зафиксируй повреждения, уворачиваясь от машин, и потом — на обочину.

В Америке, наоборот, требуют съехать, не дожидаясь беды. Здесь это определено правилами: нужно съехать в переулок — чем раньше, тем лучше. Если вы на магистрали, вам нужно срочно на обочину. Схожий порядок действий в Германии. При незначительных повреждениях необходимо освободить проезжую часть.

Забыть об инстинкте самосохранения заставляет и опасность отказа в выплате по ОСАГО. Сергея Ганина подбил, перестраиваясь, внедорожник. Его водитель вину не отрицал, съехали на обочину — и после этого Сергею пришлось долго доказывать свою правоту. Страховщики непреклонны: записи регистратора или камер — только дополнение к фотофиксации, доказательства — это снимки, сделанные прямо на месте происшествия.

Андрей Маклецов, начальник управления методологии урегулирования убытков…